В условиях глобальной политической и экономической конфронтации Российской Федерации и ряда стран Запада руководство России предприняло ряд мер по совершенствованию денежно-кредитной, налоговой и промышленной политики из числа тех, которые ранее предлагали профсоюзы.
Государство усиливает поддержку ключевых производственных отраслей с целью обеспечения технологического суверенитета страны.
Многие компании получили налоговые льготы и отсрочку по уплате страховых взносов. Господдержка в виде льготных кредитов доступна для среднего, малого и микробизнеса. Появилась промышленная ипотека. Дополнительную поддержку от государства получили системообразующие предприятия.
Ограничен рост цен на продукты, лекарства и товары первой необходимости.
Предотвращен отток капитала иностранных организаций, уходящих из России. Сохранены рабочие места и производственный потенциал в автомобилестроении, торговле, общественном питании, пищевой и перерабатывающей промышленности, производстве упаковки, строительстве и других отраслях.
В то же время есть ряд задач, которые требуют пристального внимания, как со стороны государства, так и со стороны профсоюзов.
Задача обеспечения производственного сектора, в том числе предприятий оборонно-промышленного комплекса, квалифицированными кадрами сегодня стоит особенно остро. Национальная безопасность и технологическая независимость нашей страны может оказаться под угрозой из-за нехватки рабочих и инженеров.
Причиной тому стали не только «демографическая яма» 1990-х годов, но и низкий уровень оплаты труда.
Действующий порядок определения состава затрат, включаемых в цену продукции, поставляемой в рамках государственного оборонного заказа, не учитывает положения коллективных договоров и отраслевых соглашений, касающиеся вопросов оплаты труда и социального обеспечения работников оборонных предприятий. Сложившаяся ситуация привела к падению уровня заработной платы работников, а для организаций – к осложнению их финансово-экономического положения, проведению вынужденных мероприятий по оптимизации численности, потере высококвалифицированных специалистов, снижению конкурентоспособности на рынке труда.
Размер должностных окладов и ставок заработной платы связан с величиной минимального размера оплаты труда. По мнению профсоюзов, основой для его установления должен стать минимальный потребительский бюджет. По методике, разработанной ФНПР, величина минимального размера оплаты труда, проиндексированная на основе минимального потребительского бюджета, должна составлять в 2022 году около 46 тысяч рублей.
Сохраняется сильная межрегиональная и внутрирегиональная дифференциация размеров заработной платы работников бюджетного сектора, имеющих одинаковый уровень квалификации и выполняющих одинаковые трудовые функции.
Не решена проблема ежегодного повышения уровня реального содержания заработной платы работников. Индексация заработной платы производится нерегулярно и не обеспечивает повышение ее покупательной способности.
Продолжается негативная практика игнорирования профсоюзов финансово-экономическим блоком Правительства России при разработке и рассмотрении документов стратегического характера.
Работодатели все чаще отказываются от взаимодействия с профсоюзами и направляют в Минтруд России отказ от присоединения к отраслевым соглашениям, заключенным на федеральном уровне. Это позволяет им получать преимущества от демпинга по заработной плате, экономии на социальных гарантиях в результате недобросовестной конкуренции.
В условиях значимости внешних угроз и необходимости решения экстраординарных задач в целях обеспечения солидарности общества и концентрации сил на ключевых направлениях должно быть осуществлено реформирование экономики с точки зрения реализации конституционного определения России как социального государства, реформирование системы производственных отношений и институтов в направлении подчинения интересам общества, а не бюрократии, прежде всего расширение планирования, которое в рыночной экономике должно обеспечить реализацию национальных приоритетов, обеспечение массовой доступности качественного образования, здравоохранения, культуры, снижение как минимум в два раза социального неравенства.
В текущих социально-экономических условиях Генеральный Совет ФНПР считает крайне значимым неукоснительное соблюдение членскими организациями ФНПР принятых ранее решений по укреплению профсоюзной структуры, финансовой дисциплине и прогрессивной кадровой политике.
Приоритетная задача профсоюзных организаций всех уровней в современных условиях – добиваться повышения заработной платы работников, в первую очередь в оборонно-промышленном комплексе, развития социального партнёрства и расширения возможностей объединения в профсоюзы для всех категорий трудящихся без искусственной дискриминации.
На основании изложенного Генеральный Совет ФНПР постановляет:
1. Руководству ФНПР, общероссийским, межрегиональным профсоюзам при проведении переговоров в рамках Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений и на других переговорных площадках добиваться реализации следующих решений в области социально-экономической политики:
1.1. в сфере государственного оборонного заказа:
1.1.1. учета в составе затрат, включаемых в единицу продукции, поставляемой в рамках государственного оборонного заказа, расходов на оплату труда, социальное обеспечение работников и развитие кадрового потенциала на основании положений коллективных договоров и отраслевых соглашений;
1.1.2. обеспечения работников, занятых на предприятиях оборонно-промышленного комплекса, средствами доступного транспорта до места работы и обратно, а также организацию присмотра за детьми работников (ясли, сады, детские комнаты, бесплатное посещение групп продленного дня в школе);
1.2. в сфере оплаты труда и доходов населения:
1.2.1. установления размера тарифной ставки, ставки заработной платы, оклада, должностного оклада работника, имеющего наиболее низкий уровень квалификации, не ниже минимального размера оплаты труда, устанавливаемого федеральным законом;
1.2.2. поэтапного повышения минимального размера оплаты труда, размера минимальной заработной платы в субъектах Российской Федерации до величины минимального потребительского бюджета, в том числе путем актуализации методики исчисления минимального потребительского бюджета с учетом региональных особенностей;
1.2.3. установления равных размеров окладов, должностных окладов, ставок заработной платы работников бюджетной сферы, входящих
в один квалификационный уровень соответствующей профессиональной квалификационной группы и (или) выполняющих одинаковую трудовую функцию;
1.2.4. установления общих подходов к индексации заработной платы работников не реже одного раза в год не менее, чем на прогнозную величину роста индекса потребительских цен на соответствующий год на законодательном уровне и с указанием конкретных величин – в коллективных договорах, соглашениях;
1.2.5. учета в регулируемых тарифах расходов работодателей на персонал в соответствии с отраслевыми и иными соглашениями в сфере социального партнерства;
1.2.6. восстановления индексации пенсий работающим пенсионерам;
1.2.7. выполнения ранее принятых решений по развитию «северного» законодательства;
1.3. в сфере социального партнерства:
1.3.1. обеспечения участия объединений профсоюзов в разработке документов стратегического планирования;
1.3.2. дополнения положений о федеральных министерствах полномочиями по обеспечению реализации принципов социального партнерства;
1.3.3. распространения действия соглашений в сфере труда на всех работодателей независимо от их участия в объединениях работодателей.
2. Членским организациям ФНПР провести анализ исполнения решений Генерального Совета ФНПР и Исполнительного комитета ФНПР по укреплению профсоюзной структуры, финансовой дисциплины, кадровой политике; результаты предоставить в Аппарат ФНПР.
Срок – 30 декабря 2022 года.
3. Департаменту Аппарата ФНПР по связям с общественностью, молодёжной политике и развитию профсоюзного движения подготовить и направить в членские организации ФНПР примерный макет отчета исполнения решений Генерального Совета ФНПР и Исполнительного комитета ФНПР по укреплению профсоюзной структуры, финансовой дисциплины, кадровой политике.
Срок – 1 декабря 2022 года.